Warning: Parameter 1 to modSlideMenuHelper::buildSlideXML() expected to be a reference, value given in /var/www/u0103775/data/www/dalipoteka.lred.ru/libraries/joomla/cache/handler/callback.php on line 99
Joomla Slide Menu by DART Creations
ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
НОВОСТИ
НЕДВИЖИМОСТЬ
ПАРТНЕРЫ
ВИДЕО

ЯНДЕКС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НЕДВИЖИМОСТЬ
НОВОСТРОЙКИ
ЗАЯВКА НА ИПОТЕКУ
КОНТАКТЫ/СВЯЗЬ
СТАТЬИ
КАРТА САЙТА

Новое на сайте


Warning: Creating default object from empty value in /var/www/u0103775/data/www/dalipoteka.lred.ru/modules/mod_latestnews/helper.php on line 109

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/u0103775/data/www/dalipoteka.lred.ru/modules/mod_latestnews/helper.php on line 109

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/u0103775/data/www/dalipoteka.lred.ru/modules/mod_latestnews/helper.php on line 109

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/u0103775/data/www/dalipoteka.lred.ru/modules/mod_latestnews/helper.php on line 109

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/u0103775/data/www/dalipoteka.lred.ru/modules/mod_latestnews/helper.php on line 109

Создание сайтов и реклама в Интернете - РэдЛайн

Рэдлайн

Яндекс.Метрика
Главная Статьи Непостроенные города. Часть I

Непостроенные города. Часть I Печать E-mail

Какими бы были города, дай архитекторам возможность воплотить все их проекты в жизнь?

Давным-давно, когда на улицах вслед иномаркам оборачивались прохожие, самым высоким зданием Москвы была башня МГУ, а МКАД была всегда свободна, попалась мне на глаза статья в одном популярном издании, где шла речь о перспективах развития Москвы. В частности, там говорилось примерно следующее: «А в новых районах, таких, как Северное Чертаново, потоки машин уйдут под землю, освободив место на поверхности для пешеходов».

Через много лет после этого, но все равно очень давно, довелось мне поездить по этому району на машине. Я ожидал увидеть те самые ревущие потоки автомобилей, ушедшие под землю... Увы, меня ждало разочарование: полупустой тоннель с одной полосой для движения в каждом направлении, устроенный в косогоре и частично открытый сбоку, никак не тянул на монументальную картину, сложившуюся в воображении после прочтения той публикации.

Из истории архитектуры известно множество случаев несовпадения планов и реальности.

Если даже оставить в стороне классику «бумажной архитектуры» – например, гигантские общественные здания, спроектированные французскими архитекторами в середине XVIII века под влиянием идей утопического социализма и просто не могущие быть построенными в те годы – крупные проекты во все времена часто реализовывались в неполном или измененном виде. Что же мешало осуществиться идеям архитекторов?

В отличие от писателей, художников и других представителей творческих профессий, архитектор не может воплотить свои замыслы без участия заказчика. Тесно взаимодействуя с ним, начиная с самого раннего этапа проектирования, архитектор должен иметь четкое представление об экономической и, так сказать, «имиджелогической» стороне дела, а также знать ограничения, накладываемые существующими производственными технологиями, и учитывать их.

При этом заказчиком может быть как частное лицо, так и государство, издавна выступавшее в большинстве случаев также и инициатором крупных градостроительных начинаний. От того, как складывались отношения архитектора и заказчика, как они менялись в ходе реализации проектов, какой след оставили на фасадах зданий, зависит, окружает ли нас «застывшая музыка» или овеществленная какофония.

Восхищаясь Исаакиевским собором, мало кто вспоминает, что это грандиозное сооружение скрывает внутри себя фрагмент своего предшественника – храма, строительство которого начинал А.Ринальди при Екатерине II в мраморе, а много лет спустя, изменив проект до неузнаваемости, в спешке заканчивал В. Бренна при Павле I в кирпиче.

По настоянию Александра I новый собор должен был включать в себя освященную алтарную часть старого. Это вызвало такие технические трудности и споры экспертов, что проектирование собора шло параллельно начальной стадии строительства семь лет и породило множество вариантов, все меньше похожих на первоначальные предложения Монферрана.

И хотя внешний облик собора соответствует окончательному варианту проекта, подвальный зал для церковных служб, предложенный уже Николаем I, так и не был осуществлен – помешали грунтовые воды.

Иначе выглядела история возведения Казанского собора. Архитектор предлагал две симметричные колоннады, но строительство второй не было даже начато. Вскоре после освящения собора умер президент Академии художеств, граф А. С. Строганов – он был, как бы сейчас сказали, «драйвером» проекта. Все сложнее становились отношения с завоевавшим почти всю Европу Наполеоном, война 1812 года была не за горами. А свою задачу – придать столичный блеск Невскому проспекту – собор, по мнению Александра I, выполнял и без второй колоннады.

Интересны изменения, внесенные в проект Смольного монастыря, последнего и крупнейшего творения Растрелли, в процессе его возведения.

Главный собор этого монастыря, строительство которого началось в октябре 1748 года, был задуман одноглавым. Но специальным указом от 1747 года императрица Елизавета повелела строить церковные здания «по древнему российскому обычаю», пятиглавыми. В результате собор имеет формально пять глав, но четыре небольшие колоколенки, окружающие купол, конструктивно представляют с ним одно целое и служат для равномерного распределения нагрузок, что дало возможность сделать в барабане центрального купола большие окна.

Еще один элемент проекта, отсутствовавший в первоначальном замысле Растрелли – 140-метровая колокольня, включающая в себя парадные ворота в монастырь, надвратную церковь и три яруса звонниц.

В июле 1749 года архитектору было предложено устроить в монастыре колокольню «противо Ивановской», т.е. взять за образец кремлевскую колокольню Ивана Великого. Вскоре началось возведение стен колокольни, которая могла бы стать самым высоким зданием Европы, но в результате так и не была построена, а возведенные на небольшую высоту стены были разобраны. История архитектуры не дает однозначного ответа на вопрос о причине отмены решения о строительстве. Возможно, повлияли сложные геологические условия – вскоре после начала стройки стало ясно, что проектную глубину заложения фундаментов следует удвоить, а число забитых свай быстро превысило запланированное, постоянно росло и, в конце концов, достигло 50000.

Совершим теперь путешествие из Петербурга в Москву, а заодно переместимся в XX век.

В 1925 году, в эпоху господства конструктивизма, архитектор Григорий Бархин приступил к работе над зданием редакции, издательства и типографии газеты «Известия». Первые наброски включали высотную часть, которая по мере приближения к реализации проекта уменьшалась, и, в конце концов, полностью исчезла, хотя, несомненно, зрительно обогащала силуэт здания.

В 1947 году в Москве одновременно были торжественно заложены восемь высотных зданий. Через два года в архитектурной и строительной периодике были опубликованы их проекты.

Интересно, что согласно этим проектам они были не такими высокими, как мы привыкли их видеть, и многие из них не имели шпилей. Проекты корректировались в ходе строительства, и в результате Москва получила вместо восьми – семь зданий и гостиницу «Россия» на фундаменте восьмого.

Но если в Москве высотные здания подросли в процессе строительства, то в Киеве единственная «сталинская высотка» уменьшилась и превратилась в невыразительное невысокое сооружение. Административное вмешательство в процесс ее возведения связывают с выходом в ноябре 1955 года Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Это здание до сих пор травмирует ценителя архитектуры своей незавершенностью.

Автором проекта восьмого, так и не построенного высотного здания, был Д. Чечулин – известный советский архитектор, занимавший во второй половине сороковых годов пост главного архитектора Москвы и прозванный коллегами «Высотник». Кстати, первая возведенная в Москве высотка на Котельнической набережной тоже проектировалась под его руководством и «поглотила» в процессе строительства жилой дом. Этот дом был построен в 1939 году вдоль набережной и стал одним из малоэтажных корпусов здания.

Его последний реализованный проект – Дом Правительства Российской Федерации – тоже имеет непростую историю. Считается, что прототипом для него послужил проект «Дома Аэрофлота», разработанный архитектором в 30-х годах, но «Дом Аэрофлота» имеет ступенчатое завершение, придающее ему гармоничную форму. «Белый дом» же этого завершения лишен.

Существует легенда, что этажность здания тоже была уменьшена в процессе строительства для того, чтобы высотной доминантой в этом районе осталось здание СЭВ.

Ряд подобных примеров можно продолжать и продолжать. Так что же мешает проектам реализоваться? Кто опускает шлагбаум на пути их воплощения? Случайное невезение или закономерность? Разобраться в этом мы попробуем во второй части этой статьи.

Продолжение следует…

При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Источник: http://news.ners.ru/nepostroennye-goroda-chast-i.html

Комментарии:

 

Полезные ресурсы