Модернизация депозитарной инфраструктуры Печать

Модернизация депозитарной инфраструктуры во всем мире отличается, по нашему мнению, наличием четко выраженных тенденций:

1)          позиционирование депозитариями своей открытости к инвестиционным нововведениям, способности оказывать содействие в удостоверении прав в отношении новых активов;

2)     централизация депозитарной инфраструктуры, создание реляционной или жестко централизованной модели хранения информации;

3)   интернационализация депозитарных систем и технологий.

Позиционирование открытости.

Наличие данной тенденции было бы невозможным при жестком институциональном ограничении деятельности депозитариев, запрещении функционирования депозитарных подразделений в рамках прежде всего одной банка. Дело в том, что депозитарная деятельность в мировой и отечественной практике сама по себе обособлена в правовом понимании рамками нормативной природы ценной бумаги. Совместная работа депозитария с той организацией, которая оказывает услуги содействия реализации любых добросовестных (законных) инвестиционных инноваций, широко проявляется в форме функционирования кастодианов либо, обратный процесс, в форме процесса аутсорсинга (outsourcing) - передача депозитарию функций, обязанностей, а также полномочий ведения учета и удостоверения прав на ценные бумаги. Кастодиальное (неспециализированное) хранение - наиболее традиционный вариант, сложившийся в мировой практике.

Кастодиальное хранение включает два элемента. Первая группа услуг представляет собственно ответственное хранение, то есть защита инвестиций (инвестиционных активов), включая по необходимости физическое хранение документов, устанавливающих или подтверждающих права собственности, или ведение счетов, открытых в клиринговых палатах и центральных депозитариях и у других кастодианов, обеспечивающих поставку инвестиций только в соответствии с инструкциями. Второй пакет услуг включает администрирование, учет прав индивидуальных инвесторов, расчеты и обработку денежных средств, сбор и учет дивидендов и других выплат, отчетность перед клиентами, связь и корпоративные действия.

В российском депозитарном бизнесе фактическое признание банка кастодианом возможно только при наличии у него клиентуры из числа крупных иностранных инвесторов, поскольку для получение подобного статуса, помимо непосредственного взаимодействия с инвесторами, оказанию им все большего набора услуг в соответствии с международными стандартами и Положением о депозитарной деятельности в РФ, развития собственной информационной функции, необходимого влияния на внутреннем рынке, внутренней инфраструктуры и технических возможностей, требуется соответсвующий уровень корпоративной культуры.

Аутсорсинг наиболее приемлем в системах функционирования специализированных депозитариев, наличие которых, по нашему мнению, лишь мера повышения надежности тех инвестиционных планов, в отношении которых требуется удостоверение профессиональной организации. Объективным примером процесса аутсорсинга является наличие и дальнейшее развитие расчетных депозитариев. Фактически им передаются функции централизованного хранения массивов информации, являющейся фактологическим базисом для подтверждения прав, удостоверение которых требуется от учетной системы. Таким образом кастодианы сокращают риски и издержки на организацию резервных центров.

Централизация и интернационализация депозитарной инфраструктуры.

В России, также как и на всех финансовых рынках, отчетливо проявляется тенденция к централизации инфраструктурных организаций на рынке финансовых инструментов. Формирование единой системы обеспечивает надежность расчетов, низкие операционные издержки для рыночной системы в целом, позволяет преодолеть национальные барьеры при заключении сделок с различными финансовыми инструментами. Наиболее наглядно реализация этих целей осуществляется в рамках европейских моделей создания единого общеевропейского депозитария.

Так, модель по системе «Седел», реализуемая банком «Седел» и Клиринговой палатой Немецкой фондовой биржи, направлена на создание единого номинального держателя. Трудности реализации этой модели состоят в том, что центральным депозитариям стран для присоединения к этой системе приходится полностью перерегистрировать учетные регистры на новую организацию, действующую в рамках иной юрисдикции.

Модель, реализуемая компанией «Крест Ко.» - оператором британской клиринговой системы «Крест», направлена на установление тесного операционного взаимодействия между существующими в Европе расчетными системами, максимальной унификации стандартов их деятельности и документооборота. При этом каждая из национальных расчетных систем сохраняет свою организационную самостоятельность и технологическую платформу.

Фактически модель «Крест» является примером формирования реляционной, а не жестко централизированной, системы учета прав в рамках интеграционного сообщества. Похожая модель инициирована в рамках системы «Евроклир», которая в перспективе представляет создание централизованно-распределенной системы с номинальным держанием и единой технической базой компании «Евроклир». Отечественная практика, то есть централизация депозитарной инфраструктуры в рамках российского рынка ценных бумаг, движется по пути «Евроклир», однако такие тенденции продиктованы иными факторами, нежели стремлением к революционному построению эффективной системы в ближайшем будущем.

В то же время развитие системы «Крест» в Великобритании уже сегодня отражает тенденции, бесперспективные для России. «Крест», зарегистрированный как профессиональный участник - клиринговая организация все больше, по видимости, превращается в организацию, выполняющую функции единого регистратора на британском рынке ценных бумаг, что фактически означает появление многофункционального центрального депозитария. Аналогичный опыт был получен в истории формирования учетной инфраструктуры США, где до недавнего времени на практике использовалась повсеместно критикуемая модель обособленных клиринговой организации №СС и центрального депозитария БТС. В итоге развитие системы привело к функционированию БТС в качестве универсальной депозитарно- клиринговой организации.

В России подобное направление в централизации неприемлемо по простой причине малых объемов и числа сделок в день, в десятки раз меньших, нежели в системе «Крест». В этих условиях клиринговая организация, тарифы оплаты услуг которой ориентированы на количество операций, не выживет. Кроме того, на российском рынке ценных бумаг, для которого характерны существенные колебания объемов операций, тарифная политика инфраструктурных организаций должна быть особенно гибкой. Поэтому, по всей видимости, на российском рынке ценных бумаг при организации централизованных систем расчетов, по нашему мнению, более перспективными являются институты учетной системы, которые, наряду с обслуживанием биржевых сделок, обеспечивают учет и удостоверение прав на ценные бумаги и могут применять более гибкие принципы учетной политики.

По нашему мнению, в Европе, даже в рамках Европейского союза, вряд ли удастся в ближайшее время найти идеальное решение по созданию единого технического (процессингового) центра. Кроме того, как отметил на Десятом Форуме представителей кастодиальных и депозитарных организаций, проходившем в Лондоне в ноябре 1999 года, один из руководителей компании «Крест Ко.» в настоящее время риски инвесторов, передающих на удостоверение права в депозитарии, действующие в рамках зарубежных или международных, выше, нежели риски, связанные с передачей прав в рамках национальной учетной системы, оказывающей услуги по выходу на иные рынки. По этим причинам модель «Крест» является хотя и слишком долгосрочной, но и более оправданной, наиболее вероятной.

Принципиально иная модель предлагается на финансовом рынке в США, известном жесткими мерами по противодействию совершению сделок с использованием инсайдерской информации. Несмотря на то, что здесь имеется технический центр (SIAC), предоставляющий услуги Нью-йоркской и Среднеамериканской фондовой бирже, а также Национальной фондовой клиринговой корпорации (NSCC) и иным расчетным организациям, тем не менее, американский регулятор принципиально не допускает концентрации всей информации о сделках на фондовом рынке в одном техническом центре. Такие крупные американские инфраструктурные институты как торговая система «Насдак» (NASDAQ), Депозитарно- трастовая компания и другие инфраструктурные и кастодиальные организации предпочитают пользоваться услугами иных технических центров.

Применение зарубежного опыта в России, по нашему мнению, наталкивается на целую плеяду препятствий, связанных в первую очередь с характерным сращиванием коммерческих и государственных структур, активным использованием инсайдерской информации на финансовом рынке. Поэтому одобрение жестко централизованной инфраструктуры со стороны рынка вряд ли реализуется в ближайшее время. Создание Указом Президента РФ № 1034 от 16.09.1997 и Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.03.1999 Центрального депозитария - Центра хранения и обработки информации фондового рынка можно назвать довольно революционной, но малоприменимой попыткой заинтересовать рынок в необходимости концентрации информации для обеспечения его прозрачности. Даже акцентирование внимания на то, что формируется только информационный центр (по сути, хранилище данных) не способствовало созданию желаемого режима регулирования.

Похожие статьи:

Комментарии

Источник: http://biztimes.lv/2012/11/15/modernizaciya-depozitarnoj-infrastruktury.html

Комментарии: