Joomla Slide Menu by DART Creations
ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
НОВОСТИ
НЕДВИЖИМОСТЬ
ПАРТНЕРЫ
ВИДЕО

ЯНДЕКС.НЕДВИЖИМОСТЬ
НЕДВИЖИМОСТЬ
НОВОСТРОЙКИ
ЗАЯВКА НА ИПОТЕКУ
КОНТАКТЫ/СВЯЗЬ
СТАТЬИ
КАРТА САЙТА


Создание сайтов и реклама в Интернете - РэдЛайн

Рэдлайн

Яндекс.Метрика
Главная Статьи Отсроченная строка

Отсроченная строка Печать E-mail

Введение платы за капремонт многоквартирных домов для их жителей отсрочено до 2016 года, чтобы доработать условия сбора, расходования и контроля за этим денежным потоком

Состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве страны стало проблемой не только для потребителей услуг, но и для чиновников. Наведением порядка в отрасли, которая аккумулирует миллиарды рублей, занимается уже и президент РФ. И это не случайно. По итогам февральского исследования ВЦИОМ, если еще год назад 47% граждан России считали тему ЖКХ для себя важнейшей, то сегодня – уже 54%.

Коммунальные платежи растут в геометрической прогрессии, качество услуг не меняется, принципы начислений и расчетов становятся все более запутанными. При этом инициативы федеральных и региональных чиновников сводятся по большей части к сокращению участия бюджетов в финансировании ЖКХ и переносу бремени расходов на потребителей.

Логика в этом есть, но в ситуации всеобщего хаоса и непрозрачности функционирования ЖКХ такой подход выглядит как самоубийство. Что наглядно проиллюстрировали февральские репортажи из Болгарии, которую захлестнули массовые акции протеста, начавшиеся в связи с резким повышением цен на энергопотребление, что привело к отставке правительства. Чтобы избежать подобных последствий, российским властям следовало бы сосредоточить внимание на создании прозрачной системы движения денег в отрасли и разработке понятных механизмов поддержки тех категорий граждан, которые не осилят бремя коммунальных платежей. Самое главное – не спешить с вводом недоработанных решений.

Капитальная подготовка

Весь прошлый год на федеральном уровне шла массированная подготовка к внедрению очередной новации – введению платы за капитальный ремонт многоквартирных жилых домов и, как следствие, появлению еще одной строки в квитанциях потребителей. Это должно было произойти в связи с кардинальным изменением системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Нововведение предусматривает формирование особых региональных фондов вместо Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ), на 75% финансируемого из госбюджета и на 25% – из регионов. Совокупные средства Фонда ЖКХ и направлялись на капремонт, а прекратить свое существование он должен был с 1 января 2013 года.

Но в январе Госдума приняла в третьем чтении законопроекты, продлевающие деятельность фонда до 2016 года. В то же время, согласно документу, с 1 января 2013 года предлагается выделять финансовую поддержку исключительно на переселение граждан из аварийного жилья, то есть фонд не может предоставлять средства для реализации региональных адресных программ по капремонту многоквартирных домов. По замыслу законодателей, к 2016 году с участием фонда должно быть полностью ликвидировано аварийное жилье, определенное в качестве такового до 1 января 2012-го. То есть государство всего за три года планирует полностью закрыть проблему аварийного жилья, после чего сразу же, с 2016 года, ввести в жилых домах плату за капремонт.

Однако следует понимать, что пока будут решаться эти вопросы, получение денег фонда на региональные адресные программы капремонта станет проблематичным. Капитальный ремонт отнесен законодателями к прерогативе собственников жилья и бюджетов субъектов РФ, при этом на каждый дом будет заведен специальный счет для накопления финансовых поступлений от жильцов. Накопленные средства собственники жилья смогут тратить исключительно на ремонт конкретного дома. По решению собственников можно и не создавать специальный счет для своего дома, а перечислять плату за капремонт специальному оператору, доверив ему ведение счета. Но распоряжаться деньгами будут вправе опять же только собственники жилья.

По мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павла Качкаева, предлагаемая модель расширит возможности собственников, предоставив им право выбора. Как представляется, продление деятельности Фонда ЖКХ находится в причинно-следственной связи с пролонгацией приватизации жилья до 2015 года.

Не совсем понятны мотивы, которыми руководствовались законодатели, принимая решение упразднить Фонд ЖКХ, ведь он худо-бедно работал, капремонт финансировался. В течение пяти лет на региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья было направлено 322,3 млрд рублей, а с учетом софинансирования регионов объем вложенных средств составил 436,6 млрд рублей. Это позволило провести ремонт почти 135 тыс. домов, в которых проживали 17,4 млн человек. Из ветхого и аварийного жилья переселены 343,6 тыс. человек.

На плечи регионов

Меняется не только система финансирования, но и сама структура пополнения региональных фондов. А именно: доля субъектов РФ в них вырастет с 25 до 70%, а остальные 30% – платежи собственников жилья на капремонт. Произойти это должно в течение трех лет. В ближайшей перспективе финансирование капитального ремонта в муниципалитетах будет осуществляться через региональные фонды содействия реформированию ЖКХ. Эти структуры должны быть сформированы во всех субъектах РФ до 2016 года. Основная их функция – отслеживать сроки износа жилья и управлять процессом капитального ремонта.

Как полагает Павел Качкаев, необходимо среди прочего децентрализовать систему формирования региональных фондов, чтобы предоставить больше полномочий в этом процессе субъектам РФ, которые, в свою очередь, должны опираться на помощь муниципалитетов.

Реакция региональных властей неоднозначна. На их взгляд, внедрение новой системы может повлечь определенные сложности в работе. И эти опасения не напрасны. Дело в том, что такие суммы для многих регионов, в особенности дотационных, могут оказаться неподъемными, а потому, как указывают эксперты, даже для недотационных регионов необходимо сохранить хотя бы половину финансирования из госбюджета. Но закон суров: формирование региональных фондов будет происходить за счет бюджетов регионов и собственников жилья в многоквартирных домах. Эта обязанность, в принципе, закреплена и в существующем Жилищном кодексе.

Сторонники нововведений считают, что жителям не обязательно накапливать 70% средств, необходимых на капремонт. Недостающую сумму оператор может позаимствовать у регионального бюджета, а собственники жилья постепенно будут ее возвращать. К слову, такая система ремонта апробирована в нескольких субъектах РФ, например в Башкирии, Татарстане, Свердловской и Белгородской областях. В Свердловской области сбор платежей на капремонт с населения осуществляется уже семь лет. Как признает руководство региона, это позволило включиться в реализацию программ, осуществляемых опять же при поддержке Фонда ЖКХ, и за пять лет отремонтировать более 4,5 тыс. домов, из них 400 – за счет собственников.

Теперь подобный опыт решено распространить на всю страну. Правда, по словам экспертов, пока инициатива с региональными фондами содержит массу недоработок. Возникает множество вопросов, и прежде всего – каким образом будут формироваться размеры взносов собственников жилья?

Вопросов больше, чем ответов

«Насколько я понял, у каждого собственника будет выбор, – говорит директор управляющей компании „13 квартал“ (Санкт-Петербург, Московский район) Владимир Барановский. – На общем собрании собственники принимают одно из двух возможных решений: или создание специального счета на свой дом и перечисление платежей на капремонт на этот счет, или перечисление платежей на капремонт в региональный фонд без создания специального счета». При этом надо отчетливо понимать, подчеркивает он, что наличие специального счета исключает какие-либо махинации с деньгами, но требует длительного времени для того, чтобы на нем аккумулировались денежные средства в достаточном объеме. В то же время участие в региональном фонде во много раз повышает вероятность проведения капремонта как бы в долг: платим уже после выполненного ремонта.

Допустим, на ремонт крыши большого дома на 12 подъездов требуется 4 млн рублей, объясняет Барановский. Чтобы этот дом собрал такую сумму, потребуются два-три, а то и четыре года. «Хорошо, если крыша продержится это время. А если нет? Обращаться в региональный фонд с просьбой выделить деньги на ремонт сейчас, чтобы расплачиваться потом?» – задает отнюдь не риторические вопросы Владимир Барановский. Есть и другие вопросы. Один из не менее острых – как будет взиматься этот платеж с жильцов нового или только что отремонтированного дома. «Или все будут платить одинаковую сумму?» – недоумевает Барановский.

Собрание собственников вправе также решать, передавать деньги оператору или класть в банк. Средства тех, кто не определился с выбором, автоматически отойдут региональным фондам. Прерогатива общего собрания собственников – и определение окончательной суммы.

Но уже сейчас понятно: идея региональных фондов вызовет отторжение у людей, хорошо помнящих всевозможные лохотроны и МММ. К тому же жители многоквартирных домов разобщены, уровень их доверия к ТСЖ и УК крайне низок. Совершенно очевидно, что ремонтные счета появятся у очень немногих. Высказываются и опасения, связанные с пресловутой коррупционной составляющей: не секрет, что непрозрачность финансовых потоков в ЖКХ – одна из самых злободневных проблем. Это признают и на самых верхних этажах власти. Так, в ходе недавних выступлений президент Владимир Путин заявил, что сфера ЖКХ должна стать современной эффективной отраслью, а не «кормушкой для монополистов и сомнительных лавочек». Не окажутся ли такими кормушками региональные фонды?

Чтобы региональные фонды стали действительно финансовым механизмом, а не объектом для распила, необходимо выработать четкие алгоритмы организации движения средств. Система должна быть прозрачной и понятной как для граждан, так и для административных органов.

Сегодня приходится констатировать, что решение о принципах финансирования капремонта было принято поспешно и требует тщательной доработки. Кроме того, инициаторы изменений не потрудились объяснить участникам рынка ЖКХ и жителям многоквартирных домов, как будут аккумулироваться и перемещаться деньги. Новая строка в квитанциях должна появиться только в 2016 году, а следовательно, у законотворцев, профильных министерств и комитетов еще есть время на доработку и формирование прозрачной и, самое главное, контролируемой системы перемещения денег из кошельков граждан в какие бы то ни было фонды, в том числе на капитальный ремонт.

Источник: http://news.ners.ru/digest/otsrochennaya-stroka.html

Комментарии:

 

Полезные ресурсы

 

Новости экономики

О недвижимости

ДВ Новости