Японский дух в загородном доме можно создать даже без антикварных деталей и традиционной японской мебели. Достаточно использовать натуральные материалы и стилизованные под восточный стиль детали.
Дом из клееного бруса в японском стиле стал частью большого проекта застройки усадебного комплекса в Подмосковье. Основные постройки на территории площадью 1,2 га - дом, гараж, дом для персонала - выполнены в стиле модерн. А вот дом дочери владельца этой усадьбы хотели выделить, поэтому его решено было исполнить в японском стиле. Авторы проекта - специалисты архитектурно-строительного бюро “Карлсон и К” Олег Карлсон, Александр Куликов, Алексей Карлсон, Марат Лукманов и Сергей Ильин - решили адаптировать японский стиль к нашему времени. Архитекторы также стремились к тому, чтобы дом гармонично смотрелся среди подмосковной природы.
Конечно, настоящий японский дом на территории Подмосковья создать практически невозможно: неподходящий климат, другой менталитет, да и, конечно же, лучше, чтобы такое здание строили сами японцы. Но создать восточное настроение авторам проекта все же удалось. Дом стал цветным пятном в усадьбе, что внесло разнообразие в спокойный и приглушенный подмосковный ландшафт.
Строение украшает крыша сложной конструкции с поднятыми углами и резными кронштейнами, поддерживающими большой вынос кровли. В доме много веранд, которые создают ощущение единения с природой. Фасад украшен орнаментом. В отделке использовались традиционные японские цвета - красный и зеленый.
Подход к дому предваряют тории - японские ритуальные ворота без створок, выкрашенные в красный цвет.
Дом стоит в окружении японского сада с мостом.
Планировка
Планировка двухэтажного строения очень проста. В ее основе - модульная сетка, которая упорядочивает планировочную схему, делает ее внятной и функциональной. Размер ячейки модуля соответствует размеру традиционной японской соломенной циновки - татами.
На первом этаже архитекторы решили обустроить высокий двухсветный каминный зал. Это так называемое ядро дома. Рядом находятся гостиная и кухня. С третьей стороны к каминному залу примыкает лестничный холл. Из него также можно попасть в спальню и технический блок.
Все зоны в помещениях открыты, но в то же время они обозначены раздвижными стеклянными перегородками. По периметру дом опоясывает широкая терраса, на которую можно попасть из гостиной и кухни.
На втором этаже помещения сгруппированы вокруг холла. Здесь находятся малая гостиная, кабинет, гардеробная и спальня с ванной. Все эти комнаты соединены друг с другом при помощи легких раздвижных перегородок.
Цвет и материалы
Для оформления использовались детали из натуральной сосны. Этот традиционный для Японии элемент, который отлично сочетается с современными предметами интерьера. В доме также много стекла и камня. Окна-витрины с деревянными переплетами и разделяющие разные функциональные зоны перегородки чем-то напоминают фусум или седзи - раздвижные панели, заменяющие японцам межкомнатные стены.
Архитекторы не смогли применить в интерьере антикварные предметы, так как хозяйка усадьбы не решилась использовать их. Но их удалось заменить более простыми, стилизованными под японский стиль.
Читайте такжеДеревянный интерьер загородного дома
Все предметы декора гармонируют друг с другом, создавая ощущение безмятежности. Интерьер отличается плавными линиями и лаконичными формами. Каждый элемент здесь не случаен. Все созвучно с природой, а это как раз то, к чему призывает стремиться японская философия. Такой интерьер позволяет расслабиться от динамичности и пестроты большого города.
Критика
Виктор Дембовский, дизайнер, историк архитектуры и дизайна:
- Эклектика XXI века дает полную свободу архитекторам и дизайнерам в интерпретации исторических стилей, что нередко приводит как к потрясающим, так и к ужасающим результатам. Но ни то ни другое не относится к данному проекту. Этот дом в японском стиле - цельная, ровная работа, выдержанная в цвете и интересная в деталях. Трудно судить, не увидев планировки, но, видимо, коттедж станет крайне удобным местом для жизни. Виден и профессиональный подход автора, тонко работающего с пространством.
Но меня удивило его желание назвать постройку “в японском стиле”. Тогда как внешний облик здания отсылает нас скорее к Китаю, где приветствуются яркие цвета и крыши, напоминающие спину дракона. Да и количество деталей, переполняющих интерьеры, противоречит извечному японскому рационализму и минимализму. Даже центральный каминный зал, несмотря на обилие элементов, отправляющих нас в Поднебесную, напоминает скорее скандинавский интерьер, чем то, что можно встретить в Японии и Китае. Очень нравится, как автор объединил интерьеры помещений открытой фактурой дерева, но непонятен формальный подход к размещению объектов декора и аксессуаров, который намекает на их случайность.
Виктор Дембовский - дизайнер, историк архитектуры и дизайна, преподаватель Международной школы дизайна и МГХПА им. С. Г. Строганова
Ирина Фефелова, дизайнер:
- Проект очень интересен с точки зрения соблюдения мотивов и акцентов восточного интерьера. Авторы постарались в соблюдении пропорций и цветовой гаммы интерьеров, в планировочном решении и зонировании, в декорировании и оформлении.
Не уверена, что именно так в восточных интерьерах оформляют двойной свет, но это решение имеет право на жизнь в отражении графичности всего дома.
Натуральное дерево, массивные элементы, строгость линий, особенная, присущая только Востоку "тишина" дома - все это авторы отразили в проекте. А цвета дерева и текстиля, а камин, а напольное покрытие - благодаря этим элементам создана неповторимая атмосфера.
Ансамбль придомовой территории, экстерьер и интерьер - в комплексе создана полная картина. И именно так должны создаваться дома и проекты - от входа в ворота до салфетки на столе!
Ирина Фефелова - известный дизайнер интерьеров, арт-директор студии дизайна, эксперт в вопросах дизайна и декорирования. Лауреат и победитель множества российских и зарубежных конкурсов, обучает студентов факультета дизайна Русско-Британского института управления. Ирина Фефелова ведет авторские колонки во многих престижных изданиях, проводит семинары по декорированию и оформлению жилых и коммерческих интерьеров в России и за рубежом
Изабелла Ритц, руководитель дизайн-студии Bayer&Ritz Design:
- В российском восприятия Японии дом выполнен по всем правилам дизайна и архитектуры. Соответствует все: и цветовая гамма, и геометрия, и материалы. Но сам дом в окружении подмосковных хвойных деревьев смотрится довольно странно, что ставит мой стереотип восприятия в ступор, поскольку я привыкла смотреть на восточный стиль в его родной среде.
Международная дизайн-студия Bayer&Ritz Design на рынке 12 лет. В России студия реализовала более 3500 проектов, в Европе (Италия, Германия, Австрия, Финляндия) - около 1500
Подготовила Вера Козубова