Сделка года: Zillow купила Trulia за 3,5 млрд долларов |
Объединенная компания должна стать крупнейшим игроком на рынке интернет-рекламы недвижимости в США. Крупнейший американский портал о недвижимости Zillow заключил окончательное соглашение о покупке конкурирующей компании Trulia за 3,5 млрд долл. Предполагается, что сделка закроется в начале 2015г., говорится в совместном заявлении компаний. Сделка будет полностью оплачена акциями. Бумаги Trulia планируется поменять на акции Zillow в соотношении 0,444. Это на 25% больше котировок компании на закрытие рынка в прошлую пятницу. В результате акционеры Trulia станут обладателями трети совместной компании, сообщают "Интерфакс-Недвижимость" и "Ведомости". Предполагается, что после заключения сделки CEO Trulia Пит Флинт продолжит возглавлять сайт и войдет в совет директоров Zillow. Гендиректор Zillow Спенсер Раскофф войдет в совет директоров объединенной компании. "Объединенная компания будет поддерживать бренды Zillow и Trulia, предоставляя продавцам, покупателям и арендаторам недвижимости бесплатный доступ к важной информации, а также предоставляя рекламные услуги, которые помогут специалистам развивать свой бизнес", - говорится в совместном заявлении компаний. Директор инвестиционного фонда iTech Capital Николай Давыдов: - Подобная сделка весьма ожидаема, и потенциальных синергетических эффектов в ней достаточно много. Первый и основной - сокращение маркетинговых затрат. Zillow и Trulia больше не нужно "перекупать" пользователей друг у друга, разогревая стоимость на аукционах интернет-рекламы. Во вторых, укрупнение приведет к существенному удорожанию объедененной компании - премия за лидерство на рынке классифайдов во всех странах весьма заметна. Так, Rightmove.co.uk торгуется на бирже с выглядящим сумасшедшим мультипликатором в 25 выручек. Причина такой премии в том, что на этом рынке the winner takes it all - критическая масса пользователей, ищущих недвижимость, привлекает критическую массу риэлторов и собственников, создающих объявления, которые, в свою очередь, привлекают новых пользователей. В 2011г. Zillow приобрела сайт Postlets, в 2013г. - нью-йоркский поисковик StreetEasy за 50 млн долл.Слияние поможет уже к 2016г. снизить затраты объединенной компании на 100 млн долл. в год. Кроме того, объединенная фирма станет крупнейшим игроком на рынке онлайн-рекламы объектов недвижимости в США, объем которого оценивается в 12 млрд долл. в год. Впрочем, совокупная доля Zillow и Trulia на рынке онлайн-рекламы недвижимости в США не превысит 4%. В июне посещаемость Zillow достигла 83 млн уникальных пользователей в месяц. Портал Trulia ежемесячно посещают 54 млн человек, в том числе и при помощи мобильных приложений. При этом примерно половина посетителей сайта Trulia не заходит на Zillow, а примерно две трети пользователей Zillow не попадают на портал Trulia.соm. Предполагается, что синергия двух потребительских брендов позволит объединенной компании предлагать дифференцированные продукты, привлечь большее количество интернет-пользователей и увеличить распределение бесплатного контента на нескольких онлайн-платформах. Компании также поставили цель ускорить внедрение мобильных инноваций, сервисов и приложений. Руководитель проекта "Агентон" Сергей Смирнов: - Такая сделка - самое яркое событие на рынке отраслевых классифайд-проектов. Как заявляют обе компании, их аудитории пересекаются лишь на треть. Таким образом, объединение дает перспективы роста. Более того, в США среди профессиональных участников рынка все чаще слышны разговоры о том, что порталы "съедают" риэлторов. И тут следует говорить именно о перспективе получить "часть риэлторских комиссионных". И если компании уперлись в потолок финансового роста на рекламном рынке, есть хорошая перспектива получить рост за счет клиентских сервисов. А именно этими компетенциями славится Trulia. Таким образом, Zillow наращивают еще и свои компетенции, что и не скрывают, объявляя о сделке. Одной из ключевых позиций в сделке отмечают мобильные сервисы. Для всех профессиональных порталов в Европе и в России такая сделка - сигнал и стимул к развитию. Российский рынок только начинает двигаться к укрупнению в этой сфере. Шутка ли, но в России до сих пор нет ни одного по-настоящему федерального отраслевого портала и сервиса. Достаточно крупная сделка "Медиа3" с ЦИАН в прошлом году - только первый прецедент. Уже пару лет назад Immobilienscout.de приценивались к российским проектам. Для них такой пример сейчас - новый стимул посмотреть на наш рынок. Не спят и Avito с Yandex… Тема отраслевых проектов в недвижимости перспективна именно за счет тенденции замещения компетенции риэлторов онлайн-сервисами, порталы могут зарабатывать часть риэлторских комиссионных. Думаю, что в ближайший год-два мы увидим несколько ярких сделок на российском рынке.
Риэлтор Coldwell Banker, партнер Tranio.Ru Илья Битков: - По сути, Zillow.com и Trulia.com - это огромные межнациональные агрегаторы и базы данных по объектам недвижимости. Оба портала составляют прямую конкуренцию безоговорочно лидировавшему еще несколько лет назад Realtor.com, последний долгое время управлялся напрямую Национальной ассоциацией риэлторов (NAR) США и лишь в последние несколько лет был передан в управление компании Move Inc. Все перечисленные выше глобальные веб-сайты, по сути, "пылесосят" данные из локальных систем МЛС (Multiple Listing System) и предоставляют информацию широкой аудитории покупателей и арендаторов. Для рынка недвижимости США все три портала имеют огромное значение, даже, пожалуй, ключевое, так как, по статистике NAR, порядка 80% покупателей начинают сегодня свой поиск в интернете. А по приводимым Inman News данным, общий совместный охват рынка у Trulia, Zillow и Realtor.com составляет около 40% всех обращений с настольных компьютеров (общий объем запросов с мобильных приложений, думаю, еще больше, так как у трех порталов они по сравнению с остальными развиты гораздо серьезнее). В последние годы оба портала (Zillow & Trulia) более чем активно внедряли новые продукты для взаимодействия с информацией и дополнительных возможностей работы со статистическими данными, а в последние два года самый серьезный упор идет на активное развитие мобильных приложений, так как потребительская активность постоянно смещается в сторону планшетов и мобильных телефонов. Realtor.com в свою очередь "закис" и сильно сдал позиции… Объединение двух гигантов логично и с точки зрения дальнейшей конкурентной борьбы, и скорее всего обосновано желанием акционеров. По приводимым Inman News данным, инвестиционная группа, состоящая из шести компаний, одновременно владеет 42% акций Zillow и 52% Trulia. Подобное объединение может иметь позитивный характер, так как, конкурируя между собой, компании разработали ряд продуктов, которые при последующей интеграции воедино предложат более широкий спектр услуг конечному потребителю. Для индивидуального риэлтора, к примеру, у Trulia есть популярная опция ведения новостного блога (отсутствует у Zillow), у Zillow же, на мой взгляд, несколько лучше работает статистическая часть, то есть им, безусловно, есть чем дополнить друг друга, если из двух систем будет образована одна. В то же время серьезным вопросом может стать ценообразование оказываемых услуг, начиная от подключения МЛС-систем и заканчивая индивидуальной рекламой риэлторов. Здесь оба портала уже давно стараются обойти друг друга и в своем роде сдерживают от повышении цен. Каким образом будет развиваться эта сторона, мы, возможно, узнаем уже в следующем году. Пока же информации о слиянии слишком мало и выносить окончательные суждения сложно... Сайты работают сугубо на территории США - не вижу, как их объединение может повлиять на рынок подобных услуг в России. Вера Козубова, Игнат Бушухин Источник: http://realty.rbc.ru/articles/29/07/2014/562949992002964.shtml Комментарии: |