Инициатива Минстроя может привести к удорожанию услуг ЖКХ Печать

Включение платы за утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО) в коммунальные платежи, по оценкам специалистов Союза потребителей РФ, приведет к удорожанию услуг ЖКХ на 15%.

Минстрой РФ выступил с инициативой о внесении в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (планируется принять до конца 2014г.) изменений, согласно которым услуги за сбор, транспортировку, обработку и захоронение ТБО будут объединены в коммунальный платеж. Рассчитывать его предлагают на основании количества проживающих в квартире людей, а не по площади помещения, как сейчас. По действующим сегодня нормам плата за размещение и переработку отходов - коммунальная услуга. Полномочия по ее регулированию отданы субъектам РФ, и далеко не во всех регионах она введена вообще. Тогда как тариф на вывоз мусора определяется жильцами и управляющей компанией на договорной основе.

Новая концепция

Экологические налоги в разных видах существуют во всех развитых странах мира. Впервые применение принципа "загрязнитель платит" на официальном уровне было подтверждено в 1973г. в 1-й Программе действий ЕС по охране окружающей среды.

По мнению специалистов строительного ведомства, новая система расчетов более справедливая. "Одинокий пенсионер не будет платить столько же, сколько несколько человек, проживающих на аналогичной площади. Государственное регулирование всего цикла обращения с отходами - от вывоза до захоронения - позволит минимизировать затраты потребителей и сделать их прозрачными", - пояснил замминистра, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис.

В свою очередь, сопредседатель Союза потребителей РФ Анатолий Голов заявил в СМИ, что в случае принятия такой системы общий рост стоимости услуг ЖКХ для населения в среднем по России может составить от 10 до 15%, поскольку плата за утилизацию ТБО станет общеобязательной для жителей всех регионов России.

Минстрой поспешил опровергнуть эту точку зрения, выпустив вчера специальное информационное письмо. В нем говорится, что нововведение, напротив, позволит потребителям коммунальных услуг сэкономить. Поскольку за утилизацию мусора будут платить не они, а производители и импортеры товаров - через систему экологических сборов. "Либо производитель платит экологический сбор, который устанавливает государство, либо самостоятельно осуществляет утилизацию", - говорит Андрей Чибис.

Кроме того, включение платы за обращение с отходами в коммунальный платеж попадает под соответствующие ограничения совокупного платежа, которые введены правительством РФ летом 2014г. по инициативе Минстроя.

Вопрос контроля

Читайте такжеDepositphotos/mars58Как переход на зимнее время скажется на платежах за коммуналкуИнициатива Минстроя может привести к удорожанию услуг ЖКХКак не переплачивать за ЖКХ Член комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ ТПП РФ Александр Толмачев считает, что предложенные Минстроем изменения в законодательстве являются очередной попыткой чиновников выполнить возложенные на них функции по обеспечению поступления доходов в госбюджет. "Чтобы заработать деньги, Минстрою приходится все время что-то придумывать, - говорит эксперт. - Изобрели еще один способ регулировать тарифы - через вывоз и утилизацию мусора.  И эти тарифы будут все время расти, поскольку в них заложена так называемая инвестиционная составляющая на модернизацию ЖКХ. При этом полноценных рычагов по ограничению роста у Минстроя нет, истинным регулятором тарифов в ЖКХ является Федеральная служба по тарифам".

Общественники хотят оспорить соответствующие поправки в законодательство. В Союзе потребителей и Общественной палате РФ считают, что отследить, как расходуются целевые средства, в случае их принятия будет сложно. "Союз потребителей выступает категорически против по одной простой причине. Вывоз мусора мы с вами можем проконтролировать, это услуга для нас с вами. А вот то, что делается дальше с ним, мы с вами никак проконтролировать не можем. Это скрытый налог. И не надо делать вид, что эта услуга нам. За это должны отвечать местные власти", - сказал Голов.

На это в Минстрое отвечают, что в проекте поправок содержится предложение о создании схем обращения с отходами с подробной информацией об источниках ТБО, их объемах, целевых показателях каждого субъекта РФ по сбору, вывозу, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов. "На основании такой схемы субъект РФ должен создать или выбрать на конкурсной основе одного или нескольких региональных операторов, которые будут контролировать замкнутый цикл обращения с бытовыми отходами и обеспечивать чистоту на вверенной им территории", - заявляют в министерстве.

Альтернативные предложения

По словам председателя комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ ОП РФ Игоря Шпектора, сборов, которые сегодня формируются за счет коммунальных платежей, вполне достаточно для того, чтобы организовать утилизацию отходов без повышения тарифной нагрузки. "Для начала власти должны наладить нормальный процесс  по вывозу и утилизации мусора, который сегодня оставляет желать лучшего, привлечь инвесторов для строительства заводов по переработке и сжиганию ТБО, обустройства современных полигонов, - заявил специалист корреспонденту "РБК-Недвижимости". - Эти проекты в большинстве случаев во всем мире являются прибыльными. Соответствующий опыт нужно использовать и в России". Члены Общественной палаты предлагают перенести затраты по рециклингу отходов на баланс регионов. По мнению Игоря Шпектора, предложение Минстроя о включении в плату за обращение с ТБО платы за его переработку и размещение на полигонах заставит граждан платить за утилизацию дважды: при покупке товара в магазине (экологический сбор) и при оплате коммуналки.

Андрей Кузнецов, генеральный директор компании "Маторин":

Инициатива Минстроя может привести к удорожанию услуг ЖКХ - Инициатива, конечно, "чудесная", и, по обыкновению, с двойным дном. С одной стороны, сейчас затраты на вывоз мусора включены в общий тариф на содержание и текущий ремонт и занимают в нем около 1/3. Они не прозрачны для жильцов и соответственно не побуждают к экономии на этой статье, которая могла бы выражаться хотя бы в раздельном сборе разной категории отходов (модные в западных странах сортировка и сдача вторсырья). С этой точки зрения управляющей компании было бы удобно выделить такую весомую статью из общей массы, чтобы она была наглядной.

С другой стороны, как и прочие расходы на содержание, это общедомовой расход. Зачем нужно усложнять схему его расчета (с каждого проживающего), если Жилищный кодекс  прямо указывает на необходимость несения расходов соразмерно доле в общем имуществе. Таким образом, эта  так называемая забота о жильцах по факту лишь усложнит жизнь УК, которые должны будут производить начисления по проживающим (по нормативам), а вывозить - по факту накопления  мусора. Сегодня выстроена нормальная цепочка взаимоотношений между жильцами, УК и компаниями по вывозу и утилизации мусора. Да, есть большие проблемы с захоронением. Но это уже не проблема содержания отдельного дома. Это проблема муниципальная и региональная.

А самим жильцам, скорее всего, действительно лишь увеличат совокупную стоимость услуг. Тем более что планово-нормативные ставки за содержание и ремонт, которые устанавливает государство и которые чаще всего применяются при формировании смет на содержание домов, за десять лет обесценились в пересчете на инфляцию в два раза. Если десять лет назад в квитанции 2/3 занимала статья на содержание и ремонт, а 1/3 - коммунальные платежи, то сегодня все поменялось ровно наоборот. 

Владимир Миронов

Источник: http://realty.rbc.ru/articles/13/11/2014/562949992951372.shtml

Комментарии: